RussianEnglish (UK)
Аналитический центр МНИОП

Национальная ассоциация исследовательских и научно-образовательных электронных  инфраструктур  «е-АРЕНА» выполнила в декабре 2010г по заданию Заказчика и сдала по Акту сдачи-приемки выполненных работ по договору №  14.521.12.1001 – 3 от 11.11.2010г. научно-исследовательские  работы по теме: «Анализ приоритетов поддержки международного научно-технического сотрудничества российского научного сообщества со странами СНГ, ЕС. Северной и Латинской Америк, Юго-Восточной Азии, Австралии и Африки по направлению исследований в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)», выполняемые в рамках Государственного контракта № 14.521.12.1001, в рамках Федеральной целевой научно-технической программы: «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы».

Заказчиком работ являлся НП «Аналитический центр международных научно-технологических и образовательных программ»
Темой научно-исследовательских работ явился анализ приоритетов поддержки международного  сотрудничества российского научного сообщества с др.странами в области ИКТ:
Научные исследования требуют значительных затрат и в настоящее время практически ни одно государство не может позволить себе осуществлять научные разработки полностью за свой счет, не используя возможности объединения усилий в рамках мирового сообщества и не учитывая при этом тех преимуществ, которые дает международное разделение труда в сфере науки и техники. Международная научная интеграция помогает исключить неоправданное дублирование интеллектуальных усилий и финансовых расходов стран-партнеров на НИОКР.   
Рост потребности в обработке информации определяет стремительное развитие информационных технологий, когда наряду с увеличением производительности процессоров значительное внимание уделяется также увеличению производительности программного обеспечения и развитию сетевых технологий и технологий распределенных вычислений (грид-технологий). Эти же потребности стимулируют развитие хранилищ  анных и систем их учета, систематизации, защиты и выдачи потребителям.
Возрастание роли «интеллектуального фактора производства» предъявляет также серьезные требования и к системе высшего образования, ускоренной подготовке высококвалифицированных кадров как в фундаментальных и прикладных научных областях, так и в сфере ИКТ.
Усиливаются тенденции международной интеграции, в том числе в рамках реализации совместных научно-исследовательских проектов. Поэтому все формы международного сотрудничества исследовательских организаций России с иностранными научно-исследовательскими организациями в соответствующих целевых программах при проведении совместных скоординированных конкурсов представляются чрезвычайно важными и полезными.
При этом уместно говорить о проявлении как внешнеэкономического эффекта, включающего в себя:
- рост экспорта наукоемкой продукции вместо экспорта ограниченных природных ресурсов;
- выход ИКТ и других наукоемких отраслей на мировой рынок в целях эффективной конкуренции и, в дальнейшем, завоевывании лидирующих позиций;
- рост конкуренции за привлечение иностранных инвестиций в инновационные отрасли;
- увеличение экономической безопасности за счет снижения зависимости от спроса и цен на сырьевые ресурсы на мировых рыках;
- интеграцию в мировое научное информационное пространство и участие в масштабных международных научно-исследовательских проектах, что означает экономию от совместного решения фундаментальных общечеловеческих проблем (оптимизация использования финансовых и других ресурсов в противовес самостоятельной параллельной разработке),
так и внешнеполитического эффекта, а именно:
- выполнение международных обязательств;
- участие в международных научных проектах, а также достижение конкурентной позиции в мировой науке и в экономике наукоемких отраслей, что будет способствовать возвращению положительного имиджа страны и лидирующей внешнеполитической позиции, увеличению политического веса.
Среди принципов сотрудничества — принцип взаимной выгоды, своевременного обмена информацией и передовым опытом, сбалансированной реализации экономических и социальных программ.
К области совместной деятельности относится, в том числе, и сфера ИКТ.
Формы сотрудничества включают:
− Участие российских организаций в проектах других стран в области совместной деятельности, и наоборот, участие организаций иностранных государств в российских проектах. Оно строится на основе законов и иных нормативных актов, являющихся обязательными для каждой из сторон. Совместные проекты могут включать участие научных и исследовательских организаций, а также предусматривают контроль со стороны официальных и правительственных учреждений каждой из сторон;
− Свободный доступ и совместное использование исследовательских инструментов, включая установки и места для наблюдений и экспериментов, а также баз данных, относящихся к областям совместной деятельности;

− Визиты и обмен учеными, инженерами и другими специалистами с целью участия в семинарах, симпозиумах и конференциях, относящихся к областям, предусмотренным соответствующими соглашениями о взаимообмене;
− Обмен информацией и опытом, законами, инструкциями и программами, относящимся к областям, предусмотренным соглашениями о сотрудничестве в этих сферах;
− Другая деятельность, которая может быть предложена сторонами в соответствии с реализуемыми ими программами или стратегиями.
Страны, с которыми целесообразно развивать сотрудничество по линии исследований в сфере информационно-коммуникационных технологий можно разделить на следующие основные категории:
- государства (государственные образования), имеющие высокий уровень научного потенциала и являющимися лидерами в проведении научных исследований, в том числе в сфере ИКТ;
- государства, не занимающие лидирующих позиций в проведении научных исследований в сфере ИКТ, но располагающие научными кадрами, которые Россия может привлечь в свои исследовательские программы.
В обеих категориях должны рассматриваться страны, заинтересованные в развитии научно-технического сотрудничества с Россией, а также имеющие механизмы его развития и не создающие искусственных барьеров на пути развития такой кооперации.
Из числа лидеров наибольшей активностью в развитии сотрудничества с Россией выделяется Европейский Союз, который стремится использовать научный потенциал России и других стран-партнеров (США, Японии, Китая, Индии и др.) в своей программе научных исследований и технологического развития на период до 2013 года (РП-7). Евросоюз пытается сохранить свою лидирующую позицию и противостоять давлению США, Японии и Южной Кореи, опережающих ЕС по темпам и качественным показателям развития сферы ИКТ и информационного общества, а также по уровню инвестиций в исследования в этих областях. Такая позиция проистекает из понимания того, что  собственные ресурсы (как научные, так и финансовые) у Евросоюза ограничены. Сотрудничество с другими членами пятерки лидеров более проблематично. Страны первой тройки лидеров (США, Япония и Южная Корея) стремятся к собственному превосходству, они располагают для этого налаженными механизмами и ресурсами и не стремятся допускать к ним страны, способные создать конкуренцию. Китай же ведет специфическую политику увода научных данных и разработок у других стран всеми легальными и нелегальными способами в целях развития собственной индустрии исследований. При этом не стремиться открыть свои исследовательские программы для сотрудничества с другими государствами. Таким образом, эти страны будут участвовать в российской исследовательской программе только по тем направлениям, где усмотрят существенную угрозу появления технологий, способных потеснить их собственные разработки.
Прочие государства, не входящие в пятерку лидеров (Канада, Австралия, Индия, Бразилия, Израиль и др., включая страны СНГ), не располагают научным потенциалом и финансовыми возможностями для внесения существенного вклада в совместные с Россией разработки. Однако их привлечение в российскую программу целесообразно, учитывая их потенциально высокую заинтересованность в таком сотрудничестве, а также возможность привлечения их научных кадров к этим разработкам в дополнение к собственным внутрироссийским ресурсам.
При осуществлении сотрудничества организаций российского научно-образовательного сообщества по линии исследований в сфере ИКТ на международном уровне рекомендуется применять следующие принципы:
- российские организации, участвующие в проектах совместно с зарубежными партнерами, должны иметь беспрепятственный и не ограниченный по времени доступ к результатам проведенных исследований и право использовать эти результаты (созданные по их итогам технологии) в своих дальнейших работах;
- новые технологии, созданные в результате реализации таких совместных проектов должны быть в полном объеме доступны предприятиям России для их промышленного применения;
- российские научные кадры, привлекаемые к выполнению работ в рамках совместных исследований, не должны в последующем уезжать за рубеж. Для чего должен быть предусмотрен комплекс мер по исключению возможности отбора и переманивания российских ученых зарубежными партнерами (т.е. создание комфортных условий ученым
для работы в России, заключение срочных контрактов с твердыми обязательствами (и выплатой неустоек в случае их нарушения) по дальнейшей работе в российских научных организациях и т.п.);
- потенциал научных кадров других стран, который необходим для проведения дальнейших исследований, должен использоваться в полной мере, включая переманивание этих кадров в Россию. Для чего в структуре программы могут быть предусмотрены соответствующие гранты для иностранных ученых и студентов, а также другие меры по привлечению зарубежных исследователей для работы в России или в ее интересах.

 

Информеры

GISMETEO: Погода по г.Москва

GISMETEO: Погода по г.Брюссель

GISMETEO: Погода по г.Амстердам

Контакты

119333, г. Москва, ул. Вавилова, д.40
Тел.: +7 (499) 135 2598
Факс: +7 (499) 135 2598
e-mail: adm@e-arena.ru